Добавлено опубликовано admin в Апр 30, 2015 в Стратегии маркетинга | 20 комментариев
Как разработать стратегию компании? Из чего строится бизнес-стратегия организации? Какова успешная стратегия бизнеса компании? В чем заключается разработка стратегии бизнеса и каковы успешные стратегии развития бизнеса?
Бизнес-стратегия организации – это не просто общее направление движения, несмотря на то, что такое мнение популярно. Бизнес-стратегия организации – это совокупность стратегий по каждой из ключевых областей бизнеса. Стратегия компании строится из стратегического плана маркетинга, стратегического менеджмента (на уровне систематизации бизнес-процессов и планирования этапов развития организации), стратегии управления человеческими ресурсами, а также общего видения и миссии компании.
Также стоит отметить, что бизнес-стратегия организации – это не список пожеланий собственника, а результат четкого стратегического планирования и качественного анализа рынка. Стратегия компании – всегда производная от стратегии поведения конкурентов на рынке.
Если вспомнить концепцию маркетинговых войн Траута и Райса, на основе которой строятся маркетинговые стратегии бизнеса, то она предполагает четыре возможные бизнес-стратегии компании: стратегия защиты для лидера рынка, стратегия атаки для ближайшего преследователя, стратегия фланговых атак для компаний, которые прочно стоят на ногах, и стратегия партизанской войны для всех остальных игроков рынка.
Грамотная стратегия малого бизнеса строится в первую очередь на четком понимании своей позиции и своего места на рынке. Первый шаг для разработки стратегии компании в сегменте малого бизнеса – честно признаться себе, что вы не лидеры рынка. И не ближайшие преследователи. И даже, возможно, не крепкие середнячки, а обычная небольшая компания, стратегия которой должна основываться на стратегии партизанской войны.
В чем заключается стратегия партизанской войны для малого бизнеса? Не ведите себя как лидеры рынка, не лезьте в конкурентные отрасли, не пытайтесь толкаться на массовом рынке. Найдите своего клиента и свою узкую нишу, которую вы сможете удержать, и свои уникальные преимущества. Как говорит Траут, «если вы не можете занять стратегическую высоту, займите какой-нибудь овраг или болото» – и будьте первым на этом микро-рынке.
Стратегии развития бизнеса напрямую связаны с этапами, которые неизбежно проходит каждая компания в своем развитии. Поэтому стратегия развития бизнеса должна учитывать те ключевые задачи, которые должны быть реализованы на каждом из этих этапов.
Первый этап – идея. Это то, что лежит в основе бизнеса и обеспечивает его уникальность. Именно наличие уникальности, которая обеспечит надежные конкурентные преимущества, является оной из главных задач этого этапа. Главный результат этапа разработки идеи – детально прописанный бизнес-план.
Второй этап – рождение бизнеса. На этом этапе начинаются активные действия и переход от разработки базовой стратегии компании к ее воплощению. Главные задачи этого этапа: переход от балагана к порядку, внедрение делегирования, обеспечение скорости развития бизнеса.
Третий этап – стремительный взлет. Или стремительное падение. Главные задачи этого этапа – несмотря на иллюзию безграничных возможностей и эйфорию, избежать распыления сил и ресурсов, а также систематизировать все ключевые бизнес-процессы.
Четвертый этап – развитие и проблемы. Здесь начинаются зрелые проблемы зрелого бизнеса, и ключевые задачи этого этапа – проработка систем, развитие оргструктуры и усиление роли стратегического планирования.
Пятый этап – «увольнение собственника». На этом этапе происходит максимальная автоматизация бизнеса и делегирование функций собственника.
Результат разработки стратегии компании – комплексный бизнес-план. Планирование бизнес-стратегии охватывает все ключевые аспекты бизнеса, потому качественный бизнес-план должен включать:
Все эти элементы составляют план бизнес-стратегии.
Разработка стратегии бизнеса начинается с качественного стратегического планирования и анализа рынка. Для этого отлично подходят стандартные инструменты стратегического маркетинга.
Основные инструменты стратегического анализа при разработке стратегии бизнеса: