Добавлено опубликовано admin в Апр 28, 2015 в Стратегии маркетинга | Нет комментариев
Как сформировать систему стратегического менеджмента в компании? Каковы основные стратегии стратегического менеджмента? Каковы основы развития стратегического менеджмента в компании, какие существуют модели и принципы стратегического менеджмента?
Разговор о стратегическом менеджменте, пожалуй, стоит начать с простого вопроса: какова главная стратегическая цель компании? Нет, не получение прибыли.
Правильный ответ: удовлетворение потребности клиента и, как результат, получение прибыли.
Именно на этом строятся все стратегии стратегического менеджмента. Это ключевая концепция стратегического менеджмента, на которую накладываются модели и инструменты.
Безусловно, получение прибыли – тоже вполне себе нормальная цель, но без привязки к удовлетворению потребности клиента она не работает на долгосрочную перспективу, и потому не может быть стратегической. Это не отменяет того, что временами можно неплохо «срубать бабло», дрейфуя от одного проекта к другому, но если вы хотите надолго закрепиться в какой-то нише, вам необходимо привязать свой бизнес к конкретной проблеме клиента и поставить целью наилучшую реализацию этой потребности.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что и цель получения прибыли не должна быть табуированной или латентной – иначе вы можете получить большое количество удовлетворенных и благодарных клиентов, но не клиентов, которые несут деньги.
Чем для нас важен удовлетворенный клиент? Качественно удовлетворенный клиент – это клиент, который готов вернуться. По идее. Нет никакой гарантии, что он снова до нас дойдет, даже если соберется, но если он не будет удовлетворен, обратно он не придет точно. Если, конечно, вы не монополист на своем рынке.
В связи с этим мы можем выделить несколько критериев и принципов стратегического менеджмента:
Это те критерии, которые способны обеспечить стабильный рост компании. И здесь мы сталкиваемся со вторым ключевым вопросом стратегического менеджмента: рост – это всегда проблемы. Если проблем нет – значит что-то идет не так, потому что отсутствие проблем – признак спада.
Из этого следует, что стратегическая задача руководителя – создавать проблемы. Потому что если их не создавать, они будут появляться сами, но совершенно не тогда и не там, где надо.
Поскольку все новое = проблемы, руководитель обязан планировать появление правильных проблем в правильное время.
Но если мы только создаем проблемы (можно читать: непрерывно растем), мы усиливаем стресс у сотрудников и вероятность провала. Из этого следует ключевой принцип: изменения должны быть поэтапными, за каждым изменением должен следовать этап стабилизации и «подтягивания хвостов».
Давайте рассмотрим, через какие этапы должны протекать эти изменения и каковы ключевые фазы развития стратегического менеджмента и бизнеса в целом:
Следующий фундаментальный блок — модели стратегического менеджмента. Первая модель – связка цель-видение-миссия.
Цель – зачем вам это бизнес;
Видение – как это должно быть (как вы это себе представляете);
Миссия – чьи проблемы вы решите, кому от этого станет лучше.
Результатом ответов на эти вопросы должна быть четкая и понятная миссия компании, которую вы сможете гордо декларировать и которая не будет вызывать ехидных усмешек. Для этого вы должны хорошо понимать:
Из ответов на эти вопросы формируется стратегический бизнес-план, годовой план, бюджет, а также всевозможные регламенты и должностные инструкции. И, конечно же, выбор маркетинговой стратегии.
Выбор маркетинговой стратегии напрямую зависит от того, где вы находитесь и куда стремитесь. В целом, все основное сказал еще Джек Траут в своей концепции «маркетинговых войн», определивший четыре типа стратегии:
Чтобы найти нишу, в которой вы сможете быть первым, вам нужно предложить что-то, чего не предлагает никто другой. Это что-то формирует ваше УТП – уникальное торговое предложение. Но чтобы оно действительно реализовывалось, с достаточным качеством и на протяжении длительного промежутка времени, вам потребуется надежная система контроля.
Для того чтобы система контроля работала, вся бизнес-система должна быть:
Но как этого достичь? Необходимо выполнить два простых пункта:
Таким образом, у вас должны получиться детальные технологии и инструментарий, а также адекватные показатели производительности, которые вы можете ожидать от каждого структурного подразделения. Если добавить к этому систему, позволяющую замотивиравать каждого сотрудника работать как можно лучше, система получается целостной. Ее основные блоки:
Безусловно, это не все модели и стратегии стратегического менеджмента. Если вам нужна помощь в разработке системы стратегического менеджмента, обратите внимание на нашу программу:
Быстрый рост: взрывное увеличение прибыли.