Добавлено опубликовано admin в Сен 10, 2012 в НЛП в бизнесе | 4 комментария
Пожалуй, трудно найти психологическое направление, вызвавшее столько споров и снискавшее такую громкую славу, как НЛП. И, пожалуй, трудно найти систему, обросшую таким же количеством мифов и суеверий, которые подчас затмевают реальные факты.
В массовом сознании НЛП неизбежно ассоциируется со страшными манипуляциями и беспринципным зомбированием ничего не подозревающих народных масс. Либо с шарлатанством, потому как подспудно все понимают, что это, скорее всего, невозможно. И это, безусловно, ставит НЛП в не слишком завидное положение. Потому что изначально оно создано для другого и призвано решать другие задачи.
НЛП создавалось как система моделирования – моделирования навыков эффективных людей, структуры их психики и, в идеале, как система моделирования стратегии гениальности. Ставился вопрос: почему одни люди достигают успеха, другие – нет? Каким образом кто-то программирует себя на успех, а кто-то – на поражение? Каким образом люди выстраивают структуру своего субъективного опыта, чтобы она способствовала достижению или не достижению цели, успешному или безуспешному освоению навыков, восприятию и проявлению себя в этом мире?
Обратим внимание также на то, что изначальным полем для моделирования была психотерапия – НЛП возникло как попытка объяснить, почему одни психотерапевты (Фриц Перлз, Вирджиния Сатир, Милтон Эриксон) достигали фантастических по тем временам результатов, а результаты большинства их коллег оставляли желать лучшего. Вполне логично, что и областью применения НЛП изначально была психотерапевтическая практика. И именно на психотерапевтический стержень были наложены методологические модели, сформировавшие научную основу НЛП – трансформационная грамматика, антропология Бейтсона, гипнотерапия Эриксона. Благодаря этому базису НЛП смогло выйти за пределы психотерапии – ведь если мы умеем выявлять структуру субъективного опыта и способ, которым закодирован в ней нужный навык, то так ли нам важно, какие навыки моделировать? И если мы знаем механизмы функционирования психики, мы можем не только моделировать собственные психические процессы, но и задуматься о том, как можно с помощью них сделать коммуникацию более эффективной. Это было большим достижением НЛП, но также создало массу дальнейших трудностей.
Оказалось, что НЛП может помочь оптимизировать различные сферы жизни и помочь в достижении результатов в самых разных областях. Более того, оказалось, что это достаточно просто – технологичность НЛП, нацеленная на достижение результата, позволяла свести решение многих типовых задач к понятным пошаговым формулам. И стоит ли удивляться, что нашлось немало тех, кто ринулся решать любые задачи, автоматически подгоняя их под стандартные шаблоны (вместо того, чтобы смоделировать новые шаблоны, заточенные для решения конкретной задачи) и считая себя специалистами во всех областях. Забывая как о том, что технологичность НЛП достигается благодаря глубокому научному базису (а зачем его изучать, когда есть простая технологичная формула?), так и о том, что для работы в какой-либо сфере в этой сфере нужно, как минимум, разбираться. Стоит ли удивляться, что репутация вокруг НЛП сложилась неоднозначной.
Так что же НЛП действительно может, и как это может помочь в бизнесе? Начнем с очевидного – многие методики НЛП действительно способны сделать коммуникацию более эффективной. И речь идет не о манипуляциях, а о создания комфортного состояния восприятия информации, умении доносить и структурировать информацию так, чтобы собеседник был склонен ее воспринимать. Конечно, существуют и более радикальные техники, направленные на изменение существующих убеждений и внушение новых – тот же Эриксоновский гипноз, но эти методы изначально ориентированы на формат терапии, когда все происходит с согласия и по просьбе клиента. Поэтому нет никаких гарантий, что те же техники будут работать в ситуации реальных переговоров, когда человек изначально настроен до конца отстаивать свою точку зрения (и, тем более, что они будут для этого удобны). Да, это может работать. Но не всегда и не везде. Но если сместить акцент с манипуляций на эффективность переговоров, то ее можно повысить с гарантией.
Другой очевидный аспект применения НЛП – управление состоянием. Да, в бизнесе на сегодняшний день эта тема не особенно популярна. Но давайте задумаемся: насколько может увеличиться эффективность продаж и переговоров (как и любой другой деятельности), если вести их из состояния мастерства? Что, если каждый менеджер будет уметь входить в это состояние? Насколько актуальным может быть навык моментально входить в состояние, наиболее адекватное данному моменту и данному контексту?
Эту тему можно развить, перейдя от управления состоянием к работе с резервами тела и психики. Сюда можно отнести и доступ к состояниям повышенной эффективности, и навыки релаксации и быстрого восстановления организма, и управление тонусом мышц, и техники самокодирования и самогипноза, а также развитие интуитивных и творческих способностей.
Еще один аспект, незаслуженно обделенный вниманием – моделирование навыков. Кто не сталкивался с ситуацией, когда на обучение персонала тратятся солидные суммы денег, а персоналу – как об стенку горох? Или, что особенно обидно – когда человек действительно старается, а результата как не было, так и нет. И дело не в бездарности, а в том, что навык не вписывается в структуру субъективного опыта, в ту модель мира и самоидентификации, которую подсознательно формирует для себя человек. Для того чтобы навык гармонично интегрировался в структуру психики человека, он может быть смоделирован, и тогда обучение станет быстрым, естественным и неизбежным.
Также стоит отметить системное НЛП, ориентированное на наиболее эффективное достижение целей, позволяющее представить организацию как систему и сбалансировать ее элементы, выявить возможные кризисы и найти оптимальные зоны развития и роста. Более подробно каждое из этих направлений мы разберем в следующих статьях.
Алексей Недозрелов