НЛП-консультирование в бизнесе

Добавлено опубликовано в Сен 16, 2012 в НЛП в бизнесе, Системное моделирование | 126 коммент.

НЛП-консультирование в бизнесе

НЛП в бизнесе

Зародившись в рамках психотерапии, проект нейро-лингвистического программирования вышел далеко за ее пределы, став универсальным комплексом знаний и методов моделирования, позволяющих выявлять и изменять структуру субъективного опыта в различных областях жизни, повышая их эффективность. В частности, одной из популярных сфер применения НЛП стал бизнес, само же НЛП стало синонимом некоего чудодейства, позволяющего решать все проблемы, зомбировать людей и оптимизировать все сферы деятельности. Попробуем отделить вымыслы от рациональных зерен и определить контексты и способы применения НЛП в бизнесе.

Начнем с первого и простого – НЛП зародилось как способ выявления и изменения структуры субъективного опыта, соответственно, первый вывод, к которому мы приходим – опыт таки должен присутствовать. НЛП применимо в контексте профессиональной деятельности, но никак не вместо этого контекста. И если мы говорим про бизнес, то для работы в его контексте методами НЛП необходимы как опыт, так и владение профессиональными навыками в бизнесе. Но есть важный нюанс: сочетание опыта в бизнесе и владение методологией НЛП не обязательно должно достигаться силами одного человека. Это может быть симбиоз консультанта, владеющего системными технологиями НЛП, и заказчика, имеющего потребность структурировать собственный опыт. В этом случае консультант выступает, по выражению Роберта Дилтса, в качестве «ангела-хранителя», помогающего заказчику распутать клубок собственных мыслей, приоритетов и планов, получить доступ к внутренней мудрости и внутреннему потенциалу, найти ресурсы и принять верное решение.

Идея подобного консультирования получила развитие в коучинге, новой методике консультирования, зародившейся на основе НЛП. Впоследствии многие направления коучинга стали развиваться отдельно от НЛП в качестве упрощенных моделей, используя ограниченное количество навыков и технологий и не ставя перед консультантом задачи овладевания всем спектром знаний и навыков науки и искусства НЛП (например, система коучинга Мэрилин Аткинсон); некоторые направления были дополнены элементами других методов консультирования. Однако мы будем говорить о тех формах коучинга, которые развиваются в рамках классической модели НЛП – коучинговые системы Роберта Дилтса, Френка Пьюселика, Брайена Ван Дер Хорста.

Особенностью коучинга является то, что ответственность за изменения лежит не на консультанте, а на клиенте; ответственность консультанта заключается в том, чтобы создать для клиента условия (предоставить технологии), благодаря которым он может произвести изменения или найти новые способы структурирования своего опыта.

Однако, структурирование опыта – далеко не единственный аспект применения НЛП в бизнесе. НЛП, без сомнения, помогает сделать коммуникацию более комфортной и эффективной, и потому применимо в аспекте повышения эффективности деловых коммуникаций. НЛП способно создавать описание эффективных моделей бизнеса, и потому применимо в моделировании бизнес-процессов. НЛП способно открыть доступ к внутреннему потенциалу личности, находя ресурсы для изменений и преодоления ограничений, и потому эффективно в самоменеджменте. И, кроме того, НЛП дает возможность разрешения внутрисистемных противоречий, и потому эффективно как в моделировании организационных структур, так и в менеджменте. Также элементы НЛП могут быть интегрированы в систему знаний маркетинга, брендинга, технологии создания рекламных сообщений.

Саму систему консультирования с помощью НЛП можно разделить на несколько типов; типологий подобного разделения также может быть несколько. Начнем с классификации Дилтса, который предлагает структурировать методы консультирования и потребности организаций по логическим уровням:

Уровень окружения – ведение  и забота

Обеспечение поддержки в том окружении, где изменение происходит. Ведение – процесс, в котором некто перемещается по пути от настоящего, исходного состояния к желаемому. Предполагается, что ведущий был здесь прежде и знает лучший путь достижения желаемого состояния. Тот, кто заботится или опекает, обеспечивает безопасное и поддерживающее окружение. Поддерживая контакт с внешним контекстом, определяет, все ли необходимое для достижения цели доступно и нет ли отвлекающих и препятствующих фактов извне.

Уровень поведения – инструктаж,  тренинг

Процесс, в котором тренер, инструктор помогает человеку достичь пика его возможностей. Включает в себя извлечение потенциальных сил, преодоление внутреннего сопротивления и конфликтов, функционирование его как части команды. Эффективный тренер, наблюдая за поведением человека, дает рекомендации и генеральные линии того, как совершенствоваться в конкретных контекстах и ситуациях.

Уровень способностей – обучение

Помогает развитию когнитивных навыков и способностей. Фокусируется более на приобретении общих навыков, чем на их конкретном исполнении в отдельных ситуациях. Учитель помогает ученику выработать новые стратегии мышления и действия. Основной акцент уделяется приобретению новых знаний, не их применению.

Уровень убеждений и ценностей – наставничество

Наставники помогают нам открыть в себе неосознанную еще компетентность, укрепляют наши убеждения и веру, часто благодаря собственному примеру. Наставники – это те люди, которые были созвучны нам, помогли нам определиться в жизни, позитивно взглянуть на мир, освободиться от внутренних зажимов, ограничений, открыть нечто, глубоко скрытое в нас.

Уровень идентичности – «спонсирование»

Создание контекста для роста, развития, совершенствования, обеспечение контекста, контактов и ресурсов, помогая концентрации на поставленных задачах, развитии и применении способностей и навыков. Спонсорство нацелено на развитие идентичности и коренных ценностей, пробуждает дремлющий внутри каждого из нас творческий потенциал, развивает уже имеющиеся в человеке или во всей группе, но еще не проявляющиеся в полной мере качества.

Уровень миссии — пробуждение

Пробуждение – особый процесс, сфера его действия – уровень ведения, миссии, духовность. Оно выходит за пределы тренировки, обучения, наставничества и спонсорства. Пробуждающий создает другим людям тот контекст, те переживания, которые выявляют самое лучшее в человеке: его понимание любви, себя и духа. Как и все другие уровни, умение пробуждать (духовно) не только охватывает все уровни, но и превосходит их. Пробуждающий обладает способностями тренера, учителя, наставника и спонсора и еще владеет другими измерениями. Он помогает людям почувствовать и осознать их собственные видение и миссию, прикоснуться к ним и сохранить этот контакт.

На наш взгляд, классификация Дилтса, несмотря на высокую степень детализированности, остается достаточно абстрактной – во всяком случае, для современных реалий российского рынка. Поэтому мы предлагаем несколько иную систему классификации методов консультирования с помощью НЛП:

  1. Профессиональное консультирование – консультант использует методологию НЛП в совокупности с личным опытом и навыками в той области, в которой проводится консультирование. Задача данного типа консультирования – предложить заказчику те варианты решений, которые выходят за рамки его личного опыта.
  1. Коучинг – консультант, напротив, занимает позицию «незнания», структурируя с помощью методов НЛП личный опыт заказчика и помогая ему найти наиболее оптимальные варианты решения соответственно тому опыту, который уже имеет заказчик.
  1. Моделирование – совместное создание работоспособной модели консультантом и заказчиком, где консультант предлагает каркас модели, которая должна функционировать определенным образом, исходя из методологии системного НЛП, а заказчик помогает наполнить ее конкретными деталями исходя из своего опыта и знания своего бизнеса.
  1. Тренинг – обучение, освоение паттернов, непосредственная передача знаний и навыков, необходимых для решения задачи.

Впрочем, сама идея применения структуры логических уровней в бизнес консультировании более чем оправдана – она способна помочь в разработке видения и миссии компании, в определении стратегии развития, формировании структуры бренда и уровней воздействия рекламных сообщений.

В целом совокупность моделей системного НЛП, технологий целеполагания, поиска ресурсов и разрешения системных противоречий могут служить мощной поддержкой в планировании проектов, выработке стратегических решений и управлении изменениями. В совокупности с коучинговым подходом (позиция «незнания» консультанта и опыт заказчика) эти методы могут формировать систему стратегического коучинга, который резонно обособить от коучинга личностного (также актуального в бизнес-контексте), направленного на раскрытие личностного потенциала и достижение личностных результатов. Кроме технологий достижения результата, НЛП может помочь в системном решении проблем, на что заточена, например, модель SCORE.

Также модели системного НЛП могут использоваться в формате аудита возможных кризисов и системных противоречий – например, модели «кривой Бандуры» и системных архетипов Сенджа способны предсказать источники многих возможных угроз. Кроме того, анализ петель причинности позволяет выявить типовые стратегии успеха и неудачи, отвечая на вопросы, как компании обычно удается дестабилизировать проблемное состояние, добиться желаемого результата и не сбиться с курса (или, наоборот, стабилизировать проблемное состояние, дестабилизировать состояние желаемое и все время сбиваться с нужного направления). Также совершенно ничего не мешает интегрировать модели системного НЛП с моделями стратегического маркетинга.

Другим аспектом применения НЛП в бизнесе может быть поиск новых, свежих и нестандартных решений, огромный простор для чего дают, к примеру, такие методики, как «Стратегия Диснея» или «Куб Дилтса».

Обобщая, НЛП-технологии могут применяться в таких областях бизнеса, как:

  1. Стратегический маркетинг
  2. Моделирование бизнес-процессов
  3. Управление проектами
  4. Брендинг, реклама
  5. Управление изменениями
  6. Менеджмент
  7. Самоменеджмент
  8. Поиск ресурсов
  9. Поиск решений
  10. Переговоры, деловая коммуникация.

В методике НЛП-консультирования мы выделяем «зону невмешательства», где изменения производятся на основе опыта заказчика (стратегический коучинг и личностный коучинг), и «зону возможных интервенций», где производится профессиональное консультирование на основе опыта консультанта (моделирование бизнес-процессов, решение маркетинговых задач, менеджмент, самоменеджмент, деловая коммуникация).

  Алексей Недозрелов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий