Курс «Моделирование личного мастерства». День 2

Блок 1: дело жизни

На прошлой неделе мы определили, чем вы хотели бы заниматься на самом деле, к чему у вас есть предрасположенности и склонность. Теперь пришло время понять, как создать на основе этого настоящее Дело жизни.

Как найти дело жизни?

Дело жизни

Цель сегодняшнего дня — определить то дело, которому вы готовы посвятить свою жизнь, и которое будет в наилучшей степени соответствовать вашим глубинным целям и ценностям.

Ответьте письменно на вопросы:

 

Задание 1. «От того, что» и «для того, чтобы»

Напишите развернутые ответы на вопрос, от чего Вы занимаетесь Вашей текущей профессиональной деятельностью. Что плохого произойдет, если вы перестанете ей заниматься?

Теперь также письменно дайте ответы на вопрос, для чего Вы занимаетесь вышей профессиональной деятельностью. Например, почему вы будете ей заниматься несмотря ни на что (если это так).

Сопоставьте эти ответы и ответьте себе: действительно ли вы хотите заниматься тем, чем занимаетесь сейчас?

 

Задание 2. Хобби и деньги

Ответьте на следующие вопросы:

Что делаю сейчас:

  • Что вы любите делать?
  • Что Вы хотите делать в дальнейшем?
  • Насколько Вы любите то, на чем зарабатываете деньги?
  • Насколько перспективно то, чем Вы занимаетесь (стабильность, увеличение дохода, карьерный рост и т.п.)?

 

Что хотелось бы делать:

  • Насколько возможно монетизировать то, что Вы любите (Ваше хобби)?
  • Как Вы можете получать деньги, занимаясь любимым делом?
  • Какой рыночный потенциал у Вашего любимого дела? Может ли оно являться Вашей основной занятостью?
  • Если Ваше хобби может приносить достаточный доход, то насколько этот доход стабилен?
  • Как вы можете диверсифицировать эти риски?

 

Что делать умею:

  • Напишите 5 дел, которые у Вас получаются действительно хорошо.
  • Насколько Вам нравится это делать?
  • Насколько люди готовы Вам за это платить?
  • Как Вы можете это монетизировать?

Сопоставьте эти ответы и определите, что же в действительности является делом Вашей жизни.

 

Задание 3. Маркетинг жизни:

  • Что является делом Вашей жизни?
  • Какой продукт Вы создаете?
  • Кто Ваша целевая аудитория?
  • Кто Ваши конкуренты?
  • Что может заменить Ваш продукт?
  • В чем сильные и слабые сторона Вашего продукта?
  • Каковы, в сравнении с конкурентами, качество, стоимость и скорость поставки/предоставления Вашего продукта?
  • Насколько вы удовлетворены тем, что делаете?
  • Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить рентабельность своего дела?

Блок 2: профессиональные навыки

Итак, мы начали осваивать навыки скорочтения. Но если вы начинаете быстро читать и воспринимать огромные объемы информации, перед вами встает следующая задача — научиться запоминать ее. Поэтому на этой неделе мы начинаем осваивать мнемотехники, или техники развития памяти и запоминания информации.

Как запоминать информацию?

Методы развития памяти: как запоминать информацию

О том, что мы живем в эпоху информации, известно всем. Давно не секрет, что чем быстрее мы можем воспринимать информацию, тем выше наши шансы что-либо достичь в этом мире. Но как запоминать информацию, которую мы получаем?

На помощь в этом нелегком деле приходят методы развития памяти и эффективного запоминания информации, или мнемотехники.

Есть плохая новость: в современном мире человек испытывает настолько сильную перегрузку информации, что почти все, что мы не используем здесь и сейчас, очень быстро забывается и вытесняется новой информацией. Которая, с большой вероятностью, в скором времени также будет вытеснена.

Но есть и хорошая новость: существуют надежные методы развития памяти, а также специальные «фишки» на тему того, как запоминать информацию. По-умному они называются «мнемотехники» и позволяют запоминать то, что запомнить, казалось бы, невозможно. Например, знаете ли вы, что Александр Македонский помнил в лицо и по имени каждого солдата из своего тридцатитысячного войска?

Возможно, вы спросите: а для чего современному человеку вообще развивать память? Всего упомнить все равно невозможно, зато всегда есть возможность записать (притом не только на бумагу), и, при необходимости, поставить «напоминалку»? Не будем занудствовать на тему того, что «ну ведь у вас не всегда с собой есть бумага и ручка, и иногда записывать неудобно», а зададим простой встречный вопрос: сколько телефонных номеров вы знали «на память» лет 10-15-20 назад, когда в наших телефонах не было встроенных записных книжек? И сколько можете вспомнить сейчас?

Ответ очевиден: что не тренируется, то атрофируется. Но есть и дополнительные плюсы: развитие памяти также тренирует внимание, мышление и воображение, и, заодно, защищает мозг от возрастных изменений.

Техники запоминания информации

Что помогает нам запоминать информацию? У памяти есть три опоры: впечатление, повторение и ассоциация. Используя их, мы существенно повышаем запоминаемость. Самое понятное – это повторение. Тут все ясно: чем больше раз мы повторяем что-либо, тем выше вероятность, что это что-либо запомнится. Но этот метод и самый скучный, особенно когда используется сам по себе, по принципу простой зубрежки. Зазубривая, мы теряем интерес, а то, что не интересно, быстро забудется.

Зато мы прекрасно запоминаем то, что производит на нас впечатление. И если мы сможем связать то, что нам нужно запомнить, с тем, что вызывает у нас эмоции, запоминание практически гарантировано. Как это сделать? Здесь нам не помощь приходят ассоциации.

Как правило, проще всего подобрать смысловые, слуховые или визуальные ассоциации. Главное – не пытаться сделать их слишком логичными. Наш мозг уже озверел от логики – мы и без того живем в слишком логичном мире. Чем более абсурдной и нелепой будет ассоциация, тем более смешной и забавной она окажется, и тем большее впечатление произведет на сознание. И именно это позволит информации остаться в памяти на долгое время.

Например, как запомнить последовательность цветов в российском флаге? Возьмем абсолютно бредовую и абсолютно нелогичную фразу: Бред Сивой Кобылы. Абсолютно абсурдная ассоциативная связь, но она вызывает эмоции и позволяет по первым буквам фразы восстановить последовательность цветов: белый – синий – красный.

Хорошее упражнение на развитие памяти – запоминание последовательности несвязанных между собой слов. Можно начинать с нескольких десятков и дойти до качественного запоминания нескольких сотен слов. Как их запомнить? С помощью тех же ассоциаций. Например, свяжите эти слова в какую-либо историю, и пусть эта история будет максимально абсурдной и нелогичной.

Этот же принцип поможет запоминать цифры: свяжите с каждой из цифр свой набор образов, а затем свяжите эти образы в ассоциативный ряд – например, психоделичной, но забавной историей. Маленькая подсказка: имеет смысл заранее создать набор ассоциаций для каждой из цифр (своеобразный шифр), и использовать его постоянно.

По этому же принципу можно запоминать иностранные слова: например, как запомнить арабское слово молабат – любовь? Очень просто: можно представить, как мулла (созвучие с мол) и аббат (созвучие с абат) занимаются любовью. Бессмысленно? Да! Бредово? Еще бы! Но именно это вызывает эмоциональную связь, которая запомнится.

Но как быть в том случае, если нам нужно запомнить большой объем информации? Не подбирать же ассоциации к каждому слову? Конечно же, нет. Достаточно разбить текст на смысловые блоки, и выделить для каждого блока ключевую идею, по которой можно легко восстановить его суть. Затем к каждой из ключевых идей можно подобрать символический образ, а их, в свою очередь, связать в ассоциативную сеть.

Есть и другой способ, который известен в мнемонике как «метод Цицерона». Суть его достаточно проста: создается последовательная система, или матрица, образов, каждая ячейка которой содержит какой-либо ассоциативный ключ. Это может быть образ библиотеки, каждая полка которой содержит какую-либо подсказку, или комнаты, предметы которой также являются своего рода ключами. Также распространен вариант дороги, где на пути встречается определенная последовательность символов. Пользуясь этим методом, сам Цицерон наизусть запоминал свои многочасовые речи.

Вкратце мы рассмотрели основные принципы, как запоминать информацию, и разобрали основные методы развития памяти. Это простые, но эффективные приемы, позволяющие получить качественный результат.

 

Блок 3: самопрограммирование

На этой неделе мы начинаем осваивать субмодальности — те тончайшие характеристики и настройки, с помощью которых информация «кодируется» в структуре нашего субъективного опыта. Мы разберем, как с помощью субмодальностей можно изменять структуру субъективного опыта, «перекодировать» негативные воспоминания, внести ресурсы в прошлое и  изменять свои бессознательные реакции.

Работа с субмодальностями

Субмодальности – качественные характеристики структурирования субъективного опыта. По сути, субмодальности являются расширением, «дополнительными настройками» наших модальностей – сенсорных каналов, по которым мы получаем и структурируем информацию. Так, выделяют визуальные, аудиальные и кинестетические субмодальности. К визуальным субмодальностям могут относиться цвет, яркость, контрастность, четкость, насыщенность, размер и расположение представляемого образа; к аудиальным – громкость, тональность, четкость звучания, высота, скорость, направление звука и пр.; к кинестетическим – характер ощущений, их расположение в теле, температурная специфика (тепло, холод), тактильная специфика (мягкость/жесткость, сухость/влажность), воспринимаемая форма и динамика изменения ощущений и пр.

Субмодальности позволяют определенным образом «закодировать» в нашей памяти не только информацию, но и наше отношение к ней. Например, одно воспоминание вызывает радость и позитив, другое навевает тоску и депрессию. Если отследить субмодальности этих состояний, то они окажутся очень разными. И если мы сознательно перенесем субмодальности приятного воспоминания в восприятие воспоминания негативного, то и отношение к нему соответственно изменится.

Подобным образом можно изменять, к примеру, восприятие времени. Всем хорошо знакомы как те ситуации, в которых время тянется долго, так и те, в которых оно пролетает быстро и незаметно. Выявляя субмодальности этих состояний, мы можем переносить их в контекст тех ситуаций, где хотим изменить специфику восприятия времени.

Можно пойти дальше и исследовать, к примеру, субмодальности сна и бодрствования, создавая разного рода пограничные состояния, наделенные ресурсами как сна, так и яви. Другой интересный эксперимент – отслеживание изменения субмодальности после приема химических веществ (или, например, алкоголя) – выявляя эту динамику и запуская ее последовательность, мы можем приводить себя в итоговые состояния без реального приема химических стимулов. Подобные техники позволяют, к примеру, быстро потерять сознание (или, наоборот, взбодриться), что особенно актуально для представителей не слишком распространенных, но весьма силовых профессий.

Работа с субмодальностями позволяет изменять как характер, так и интенсивность переживаний: разобрав переживание по субмодальностям, мы можем настроить каждую характеристику до наиболее приемлемого уровня. Похожим образом можно изменять убеждения – отслеживая, в каких субмодальностях закодировано определенное убеждение и изменив их характеристики, можно как свести на нет ограничивающие убеждения, так и усилить убеждения ресурсные и поддерживающие.

Линия времени – специфика восприятия времени и себя в нем. Прошлое, настоящее и будущее имеют в нашем восприятии определенное территориальное расположение, и это расположение может быть связано линией, на которой кодируется как наш прошлый жизненный опыт, так и отношение к тому, что нас ожидает. Работа с линией времени позволяет как вносить ресурсы в прошлое и изменять его восприятие, так и моделировать ожидаемое будущее.

Безусловно, изменить прошлое мы не можем. Но что было бы, если бы не было определенных травмирующих ситуаций? Что было бы, если бы в определенные жизненные моменты у нас была внутренняя готовность действовать по-другому? Какими бы мы были сейчас. Изменение личностной истории и внесение ресурсов в прошлое позволяют «перепрограммировать» память и изменить отношение к собственному жизненному опыту. Безусловно, мы помним, как все было на самом деле. Но воспринимаем эти воспоминания так, как если бы в каждый момент времени мы действовали наилучшим образом и получали наилучшие результаты. И это позитивное восприятие прошлого опыта позволяет иметь более гармоничное настоящее и простраивать более счастливое будущее.

Примечательно, что вносить ресурсы можно не только в свою линию времени, но и в линии времени родителей. Что было бы, если бы у нас были идеальные родители? Какими бы мы были сейчас? И самое главное – совершенно ничего не мешает нам смоделировать такую историю в своем восприятии.

Интересный эксперимент с линией времени – изменение ее направления. Как правило, человек воспринимает прошлое позади, а будущее – впереди себя. Соответственно, мы знаем, что с нами было, но понятия не имеем, что будет. А если все сделать наоборот? Получается интересное явление – «человек с непредсказуемым прошлым»: мы четко знаем свое будущее (в котором, конечно же, все хорошо), но не знаем прошлого, в котором может быть любой опыт – и, соответственно, любые ресурсы.

 

 

 

Задания на неделю:

 

Защита от спама:
2 + 6 =