Курс «Моделирование личного мастерства». День 1

Блок 1: дело жизни

Для начала мы определим то, чем вы действительно хотели бы заниматься, к чему у вас есть стремления, склонности и предрасположенность. По сути, это то, что формирует ваше Предназначение — и именно на его основе мы будем в дальнейшем выстраивать Дело жизни и ключевые области ваших профессиональных компетенций.

В чем ваше предназначение?

Предназначение

Цель сегодняшнего дня — определить Ваш капитал времени и то главное, на что Вы действительно хотите его потратить. И, на основе этого, определить ваше Предназначение и тот спектр дел и профессиональных компетенций, которые с ним связаны.

Письменно ответьте себе на следующие вопросы:

 

Задание 1. Капитал времени:

Сколько лет вы планируете прожить?

Сколько лет Вам осталось (вычтите из общего планируемого срока жизни Ваш текущий возраст)?

Сколько дней Вам осталось (умножьте получившееся количество лет на 365)?

Сколько у вас осталось часов (умножьте количество имеющихся в распоряжении дней на 24)?

Сколько у Вас осталось минут (умножьте количество часов на 60)?

На что Вы теперь хотите потратить ближайший год, день, час, минуту?

 

Задание 2. Время до Смерти:

Представьте себе, что жить Вам осталось 15 лет. Как Вы проведете это время? С кем Вы проведете это время? Что Вы хотите успеть за это время? Как изменится Ваш образ жизни, Ваши планы?

Представьте, что жить вам осталось 5 лет. Как изменятся Ваши планы на жизнь теперь? Что Вы хотите успеть? Как, с кем и где Вы хотите прожить это время?

Представьте далее, что Вам остался год жизни. Как, где и с кем Вы его проживете? Что Вы успеете сделать за это время? Каким будет ваш образ жизни? Что будет для Вас наиболее ценным?

Представьте, что Вам остался месяц. Что Вы хотите успеть сделать за это время? Что будет для Вас наиболее ценным? Каким будет Ваш образ жизни?

Представьте, что Вы живете последний день. Как Вы хотите его провести? С кем? Что Вы хотите сделать за это время?

Представьте, что у вас осталась минута жизни. Как Вы ее проведете? В каком состоянии вы встретите свою смерть?

 

Некролог: представьте, что Вы уже прожили свою жизнь и отошли в мир иной.

Что осталось после Вас в этом мире?

Что Вы мечтали сделать и сделали?

Что вы мечтали сделать и не успели?

Какую часть, какой процент времени от своей жизни Вы жили СВОЕЙ жизнью, занимаясь своим делом?

Если бы у Вас была возможность прожить жизнь заново, что бы Вы в ней изменили?

Теперь хорошая новость: Вы живы, и многое можно исправить и изменить.

Как вы теперь видите дальнейшее развитие Вашей жизни? Изменились ли Ваши цели и приоритеты?

 

Задание 3. «Потом» и «сейчас»:

Что Вы планируете сделать потом (вот когда…)?

Вспомните все то, что Вы хотите сделать, но чему, по Вашему мнению, еще не пришло время или не сложилась удобная ситуация

Теперь честно ответьте себе: действительно ли это потом наступит? Что Вам мешает прямо сейчас реализовать все то, что оставили «на потом»?

Как Вы можете достичь этого сейчас?

 

Задание 4. Пока мы живы:

Напишите 50 вещей, которые Вы хотите успеть в этой жизни. Сделайте это прямо сейчас.

1. ______________________________

2. ______________________________

50. _____________________________

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Сформулируйте Ваши главные жизненные цели:

  1. ___________________________________
  2. ___________________________________
  3. ___________________________________

 

2. Заведите ежедневник.

Распланируйте цели на год.

Составьте список задач на месяц.

Составьте список задач на неделю.

Составьте рабочий план на неделю.

Составьте рабочий план на сегодняшний день.

 

3. С сегодняшнего дня и до конца тренинга введите для себя ежедневный самоотчет:

Что было сделано за день?

Что из этого влияло на достижение ваших целей?

Что из этого просто поглощало Ваше время?

 

4. И, наконец, как вы могли бы сформулировать свое Предназначение?

Ваше предназначение: ______________________________________________________

Какие ключевые навыки необходимы для реализации вашего Предназначения?

Какие сферы деятельности в наибольшей степени соответствуют вашему Предназначению?

 

Блок 2: профессиональные навыки

Первый навык, от которого напрямую зависит ваша экспертность — способность быстро воспринимать новую информацию, постоянно совершенствуясь в своей сфере. Поэтому мы начинаем с развития навыка скорочтения.

Этим мы сразу решим 2 задачи: как освоение собственно навыка скорочтения, так и взрывная «прокачка» вашей экспертности, поскольку тренироваться мы буде именно на тех книгах, которые помогут усилить и развить ваш профессионализм.

Как развить навыки скорочтения?

Как развить навыки скорочтения и научиться быстро читать?

Не секрет, что в современном мире все большую роль играет информация, и эффективность каждого человека все больше зависит от того, насколько эффективно он может ее воспринимать. И потому все более актуальным становится развитие  скорочтения, и все больше людей задается вопросом: как научиться быстро читать?

Если отбросить почти мистический трепет, с которым многие взирают на тайны развития скорочтения, то ничего тайного, мистического или секретного здесь нет. Все достаточно просто: чтобы научиться быстро читать, нам нужно освоить несколько навыков, а именно:

  • Навык фотографического восприятия текста: нужно научиться читать текст не по словам, а видеть сразу несколько слов (а в идеале – несколько предложений), и комплексно воспринимать их смысл, в чем нам очень поможет следующий навык;
  • Навык чтения без проговаривания текста: обычно во время чтения мы проговариваем текст про себя, из-за чего скорость чтения ограничена скоростью внутреннего диалога. Если мы отключаем внутреннее «проговаривание», то можем сразу воспринимать смысл всего текста, который попадает в поле зрения – «на сколько хватает глаз». Потому наша следующая задача – научиться воспринимать максимальный объем текста;
  • Развитие периферийного зрения: для того, чтобы одним взглядом охватывать максимум слов, необходимо развить периферийное зрение. В идеале, нужно воспринимать взглядом всю ширину страницы;
  • Навык правильного движения глаз: если мы хотим читать быстро, нам нужно распрощаться с привычкой читать, передвигая глаза по горизонтали, читая каждую строчку от начала до конца, с лева на право. Идеальный вариант – движение глаз строго по вертикали, вниз по воображаемой линии в середине страницы. Также допустимо движение глаз по диагонали, либо (вариант для начинающих) зигзагом;
  • Навык сканирования ключевых слов. Не всегда нам нужна вся информация, которая есть в книге. Поэтому очень важно умение быстро определять, есть на странице нужная информация, или нет. Достигается это с помощью умения «сканировать» текст и выискивать в нем ключевые слова.

Все эти навыки развиваются с помощью простых, понятных и действенных упражнений. Но прежде чем к ним перейти, стоит отметить еще один важный момент.

Развитие скорочтения начинается не с освоения техник на отключение внутреннего диалога, и не с «прокачки» периферийного зрения, а с намного более простых, но очень важных вещей. Речь идет о формировании интегрального алгоритма чтения.

 

Интегральный алгоритм чтения – это такая последовательность чтения, которая будет создавать оптимальные условия как для наилучшего усвоения информации, так и для общей оценки книги. Начинается алгоритм, собственно, даже не с книги, а с качественного целеполагания: какую информацию и для решения каких задач мы хотим получить? Когда ясны цели и критерии информации, которую мы хотим получить, можно переходить к следующему этапу – оценке книги на соответствие этим критериям.

Чтобы оценить книгу, в первую очередь мы изучаем ее содержание (часто этого уже бывает достаточно, чтобы понять, какую информацию мы можем из нее получить), затем – источниковую базу (насколько этой информации можно верить).

Затем мы читаем введение и заключение книги – в большинстве случаев, там описана самая выжимка наиболее ценной информации и самая суть книги, а также даны и разжеваны все ключевые идеи. После чего мы можем бегло («по диагонали») просмотреть основные разделы книги, сканируя их на наличие нужной нам информации, останавливаясь подробнее на нужных местах. Таким образом, мы не только существенно экономим время на чтение книги, но и намного лучше усваиваем (и, главное, структурируем!) ту информацию, которая нам нужна.

Упражнения для развития скорочтения

Итак, переходим к обещанным упражнениям для развития скорочтения (возвращаемся к вопросу о том, как научиться быстро читать).

Для начала можно начать отрабатывать чтение, группируя слова по фразам – так, чтобы сразу воспринимать смысл всей фразы целиком. По мере тренировки фразы стараемся делать как можно длиннее, но начинать можно с нескольких слов – пока для нас важно выработать привычку.

При этом учимся отключать проговаривание – для этого можно выстукивать пальцами по столу ритм, или проговаривать про себя счет («один, два, три,…»). Также для уменьшения внутренней артикуляции можно плотнее сжать зубы и прижать язык к небу.

По мере того, как эти навыки будут развиваться, мы начинаем их усложнять. Теперь наша задача – воспринимать целиком сразу несколько строчек, и мы начинаем тренировать правильные движения глаз. Удобнее всего начинать с зигзагообразной траектории, проходя несколькими зигзагами всю страницу. По мере тренировки углы в этом зигзаге будут постепенно увеличиваться, планомерно приближаясь к прямой линии сверху вниз, проходящей по середине страницы.

И наша следующая задача – научиться читать по траектории сверху вниз, но для этого необходимы дополнительные упражнения на развитие периферийного зрения. Наиболее популярные варианты таких упражнений – работа с таблицами Шульте, разбитыми на ячейки, заполненными цифрами в хаотичном порядке. Необходимо последовательно найти все числа, «сканируя» всю таблицу целиком расфокусированным зрением. Сегодня подобную тренировку удобно проводить с помощью специальных программ, которые можно легко найти в свободном доступе.

Кстати, подобное программное обеспечение дает возможность в комфортном режиме отрабатывать и другие вспомогательные упражнения – например, чтение слов с вращающимися (либо пропущенными) буквами, достаточно легкое при общем сканировании текста, но затруднительное при последовательном чтении с проговариванием. Не будем давать конкретные ссылки – в существующем разнообразии подобных программ для развития скорочтения не составляет никакого труда найти их по поисковому запросу, тем более что с каждым годом появляются новые варианты – возможно, более совершенные, чем те, с которыми работаем мы.

Этих упражнений вполне достаточно, чтобы развить скорочтение до достаточно хорошего уровня, и наша дальнейшая задача – максимально «вживить» в себя этот навык. Для этого мы используем «метод штурма». Технология предельно проста: мы берем несколько книжек (примерно по 100 страниц), и чертим по середине каждой страницы вертикальную линию. Дальше нам нужно, двигая глаза строго сверху вниз, прочитать всю книгу за один подход, затрачивая на каждую страницу не более 15 секунд. Можно пользоваться секундомером, или засечь 25 минут, за которые необходимо прочитать 100 страниц. То, что усвоится далеко не вся информация – совершенно нормально. С каждой книгой информация будет усваиваться все лучше. Но это не отменяет того, что после каждой книги обязательно нужно вспомнить и структурировать максимум информации. Желательно читать в таком режиме по книге в день первые две недели.

Для качественного развития и закрепления навыка скорочтения рекомендуется первый год ежемесячно устраивать недельные интенсивы по развитию скорочтения. Как показывает практика, после этого вопрос, как научиться быстро читать, отпадает раз и навсегда.

 

Блок 3: самопрограммирование

Также мы начинаем осваивать техники самопрограммирования, которые помогут проработать ваши внутренние блоки и ограничения, а также помогут активизировать внутренний потенциал и глубинные возможности психики для повышения социальной эффективности и достижения ваших целей.

Осваивать навыки самопрограммирования мы начнем с наиболее простых и, пожалуй, наиболее известных техник НЛП — «якорей».

Техника якорения в НЛП

Якоря – взаимосвязь между стимулом и реакцией (по сути – условный рефлекс). Все как у собак Павлова – определенные стимулы, связанные с яркими состояниями внутри нас, имеют свойство возвращать нас в эти состояния. Якоря могут возникать как естественным путем, так и устанавливаться целенаправленно. Для установки якоря необходим четко различимый внешний стимул, поставленный на пике эмоционального состояния. Якоря могут быть связаны как с сенсорными каналами восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), так и с определенным пространственным расположением или местом.

Самое простое и естественное использование якорей основывается на их способности быстро возвращать нас в нужное состояние. Но можно выделить и более изящные методы их применения.

Коллапс якорей – техника, позволяющая нейтрализовать действие негативных якорей с помощью других якорей, более сильных по своему эмоциональному напряжению. Также может использоваться как инструмент психотерапии для работы с негативными состояниями. Для этого с негативным состоянием связывается определенный якорь; другой якорь связывается с противоположным, позитивным переживанием, существенно более острым по силе ощущений. После проверки, что каждый из якорей работает, оба якоря активизируются одновременно.

Цепочка якорей – техника, позволяющая работать с глубоко укоренившемся состояниями. В ситуации, когда доступ к определенному состоянию затруднен и/или установка или активизация нужного якоря не представляется перспективной из-за резкого контраста с текущим состоянием и его устойчивости, остается возможность провести работу через последовательную установку серии промежуточных якорей. Например, если человек находится в глубокой депрессии, попытка установить «якорь на радость» окажется явно бесперспективной. Но от депрессии не так далеко до другого, более слабого состояния – скуки. От скуки не так далеко до «пустого», нейтрального состояния. Следующим шагом может быть состояние легкого интереса, из которого можно сделать переход к состоянию увлеченности.

Круг силы – техника, основанная на пространственном якорении. Позволяет внести необходимый ресурс в нужный ситуативный контекст. Для этого выбирается контекст, в котором хотелось бы изменить и улучшить свое состояние. Затем определяется триггер – «пусковой механизм», то, что обеспечивает связь с нужным контекстом, сигнализирует о наступлении ситуации и будет в дальнейшем автоматически запускать нужное состояние. После этого устанавливается пространственный якорь – круг, наполняемый максимально ресурсными состояниями для заданного контекста. Затем происходит связь ресурса и контекста: мысленно проживается заданная ситуация, и в момент появления триггера человек делает шаг в круг. Для закрепления результатов установка и перенос якорей повторяются несколько раз.

 

 

Задания на неделю:

 

1. Проработайте все задания блока «Дело жизни».

 

2. Проработайте навыки самопрограммирования:

  • Отработайте технику постановки якоря (минимум 10 раз для разных контекстов);
  • Отработайте технику «Коллапс якорей» (минимум 5 раз для разных контекстов);
  • Отработайте технику «Круг Силы» (минимум 5 раз для разных контекстов).

Старайтесь отрабатывать эти техники в тех контекстах, которые наиболее актуальны для вас и важны для личностного и профессионального роста.

 

3.  Начинайте осваивать навыки скорочтения:

  • Отработайте упражнения в соответствии с рекомендациями в методическом материале;
  • Составьте список из 20 книг из области ваших профессиональных компетенций, которые вам нужно освоить и проработать в ближайшее время;
  • Выберите 7 небольших книг из этого списка, которые вы прочитаете за эту неделю, по одной книге в день. Старайтесь читать, затрачивая не более 15 секунд на одну страницу — встраиваем навыки интегрального чтения и «сканирования» книги. Поначалу вы будете усваивать очень небольшой объем информации, и это нормально. Поэтому начинайте «штурмовое чтение» с наименее значимой литературы.
  • Начинайте ежедневно работать с онлайн сервисами для тренировки скорочтения, например:
    • http://magicspeedreading.com/k/key_onlaiyn_trenazer_skorochteniia.html
    • http://readster.club/

Подробные инструкции к каждой программе даны непосредственно на сайте программы. Возможно, вы найдете и другие программы для развития скорочтения, которые также можно использовать, но и этих программ будет достаточно для получения результата.

 

4. Напишите отчет о проделанной работе: что получилось, что можно улучшить, какие инсайты вы получили?

Отчет очень важен для вас, чтобы закрепить полученные результаты и «разложить по полочкам» пройденный материал. Отправьте отчет с помощью формы ниже:

 

 

Защита от спама:
13 + 5 =