Как зарегистрировать юрлицо

Как зарегистрировать ООО или ИП: пошаговый алгоритм

 

Итак, у вас уже есть бизнес-план, и вы твердо решили начинать свою деятельность в качестве предпринимателя. Давайте рассмотрим, какие шаги вам предстоит совершить, чтобы сделать свою деятельность законной.

 

Как зарегистрировать ИП

Регистрация ИП достаточно проста, и вы вполне можете сделать это самостоятельно. Для этого вам нужно совершить следующие шаги:

Шаг 1: выбор системы налогообложения

Первое, с чем вам нужно определиться – какую систему налогообложения вы выберите. Помимо общей системы налогообложения, (ОСН), индивидуальный предприниматель может выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН), или налог на основе патента.

Чаще всего наиболее целесообразно начинать с УСН (во многих случаях она и останется оптимальной), однако есть смысл сразу обратить внимание на патентную систему налогообложения – вполне вероятно, что именно она станет для вас наиболее выгодной.

Кроме того, некоторые виды деятельности попадают под единый вмененный налог (ЕНВД) – в этом случае, хотите вы этого или не хотите, вам придется платить налог в соответствии с этой системой.

В следующей части мы подробно рассмотрим каждую из систем налогообложения, а пока идем дальше.

Шаг 2: определение кодов ОКВЭД

Далее вам нужно указать коды тех видов деятельности, которыми вы планируете заниматься, согласно справочнику ОКВЭД.

Вам нужно не только определить ваш основной вид деятельности, но и указать коды всех видов деятельности, которыми вы планируете заниматься. Закон не ограничивает их количество, но не стоит указывать более 20 видов деятельности.

На что это влияет? От выбранных кодов ОКВЭД не зависит ваша система налогообложения (если ваша деятельность не попадает под ЕНВД), однако зарплаты сотрудников отчисляются страховые взносы в различные фонды. В том числе в фонд социального страхования, который назначает ставку взносов «на травматизм» исходя из основной деятельности. Чем более рискованным будет вид деятельности по ОКВЭД, тем выше окажется тариф взносов.

Шаг 3: подготовка документов для регистрации

Далее вам потребуется подготовить следующие документы:

  • Паспорт и ксерокопися паспорта (или нотариально заверенная копия);
  • Заявление о гос. регистрации (при отправке документов по почте или сдаёте через представителя необходимо нотариально заверить);
  • Копия ИНН (если нет, то его вам присвоят в процессе регистрации);
  • Квитанция об уплате госпошлины (800 рублей);
  • Заявление на УСН, если вы планируете его применять (в 2-х экземплярах).

 

На сегодняшний день существует достаточно много электронных приложений, которые позволяют достаточно быстро и просто подготовить документы в режиме онлайн.

Шаг 4: подача документов

Когда документы готовы, вам остается подать их в налоговую. Это можно сделать несколькими способами:

  • Лично отнести документы в налоговую инспекцию по месту вашей прописки;
  • Второй способ – подать документы через многофункциональный центр госуслуг (МФЦ), которые есть в каждом регионе. При этом не важно, где вы прописаны, вас примут в любом МФЦ;
  • Также можно отправить документы в налоговую письмом с объявленной ценностью;
  • Или за вас это может сделать другой человек, на которого будет оформлена нотариально оформленная доверенность.

Обратите внимание: при подаче документов на регистрацию в ответ вам должны выдать расписку об их получении.

Если вы подали заявление на УСН, один экземпляр вам должны вернуть с датой, подписью и печатью.

Если по какой-то причине налоговая отказалась принять у вас заявление на УСН сразу, вам обязательно нужно подать его в течение 30 дней после регистрации.

Шаг 5: получение документов об открытии ИП

Теперь вам остается только получить документы, подтверждающие открытие ИП, которые должны быть готовы через 3 рабочих дня. Вам должны выдать:

  • Свидетельство о государственной регистрации ИП;
  • Свидетельство ИНН (о постановке на налоговый учет);
  • Выписка из госреестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Для того чтобы получить документы вам нужно иметь при себе:

  • Паспорт;
  • Расписку в получении документов;
  • Доверенность на представителя (при необходимости).

Также вы можете получить уведомление с присвоенными кодами статистики – это не обязательно, но коды могут понадобиться для отчётности в Росстат; также их могут потребовать некоторые банки при открытии счета.

Помимо налоговой вас должен зарегистрировать пенсионный фонд, но для этого вам делать, скорее всего, ничего не придется — налоговая сама отправит в ПФР все необходимые документы, и на ваш адрес по прописке должно автоматически прийти уведомление о регистрации в ПФР.

Но если уведомление не придет, придется действовать самостоятельно: обратитесь в отделение пенсионного фонда с оригиналами и копиями свидетельства о регистрации ИП, ИНН и пенсионным свидетельством.

Как зарегистрировать ООО

Процедура регистрации ООО существенно сложнее, чем регистрация ИП, и это может стать для вас удивительным, запоминающимся и не самым приятным приключением при попытке сделать это самостоятельно.

Итак, как зарегистрировать ООО? Собственно, у вас есть два варианта: обратиться в юридическую фирму и жить спокойно, или сделать все самому.

Самым неприятным моментом в самостоятельной регистрации ООО является то, что нет никакой гарантии, что вам удастся сделать это с первого раза – документы могут вернуть из-за какой-то формальности. При этом уплаченная госпошлина (4 000 рублей), естественно, не возвращается.

Кстати, самостоятельная регистрация не так уж и экономит ваши деньги: если среднерыночная стоимость регистрации ООО в юридической фирме составляет 6 000 – 10 000 рублей, то стоимость самостоятельной регистрации обойдется вам как минимум в 5 000 рублей, из которых:

  • Уплата госпошлины: 4 000 рублей;
  • Заверение заявления о регистрации ООО: 300 — 500 рублей;
  • Изготовление печати: 500 — 1000 рублей;
  • Сопутствующие расходы (поездки, распечатка документов и т.п.): 100 — 200 рублей.

Но, даже если вы будете обращаться к профессионалам, вам все равно полезно понимать всю процедуру, чтобы, как минимум, проконтролировать этот процесс и избежать досадных ошибок.

Шаг 1: придумываем название

Вы будете смеяться, но первый шаг в регистрации фирмы это… придумывание ее названия. И, кстати, отнестись к этому шагу нужно серьезно – не только с точки зрения позиционирования и формирования бренда вашей компании, но и с учетом юридических ограничений.

Кстати, вы можете зарегистрировать наименование на других языках, например: «Vasiliok» Limited Liability Company, или сокращенно: «Vasiliok» ltd (где ltd – обозначение правовой формы организации, идентичной нашему ООО).

Какие существуют ограничения? Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ в название компании нельзя включать:

  • Полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  • Обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали;
  • Полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  • Полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
  • Полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Это означает, что если вы захотите зарегистрировать, к примеру, компанию с названием «Российское спецоборудование», то вам придется запрашивать для этого специальное разрешение Правительства РФ через министерство юстиции. И далеко не факт, что вы его получите.

Шаг 2: выбираем банк

Здесь все просто: выбирайте то, что вам милей и удобнее, руководствуясь следующими критериями:

Стоимость услуг и абонентская плата: очевидно, для вас будет иметь значение, сколько вы заплатите банку за ведение счета и банковские транзакции;

Наличие интернет-банка: это важно, поскольку мотаться в банк с каждой платежкой очень быстро вас утомит;

Близость и количество офисов: очевидно, что чем ближе к вам офис банка, тем лучше;

Техподдержка: насколько быстро и эффективно решаются ваши вопросы.

Шаг 3: определяем уставной капитал

Уставной капитал – это то имущество, которое могут у вас отобрать, если все будет плохо. К огромному счастью, по нашему законодательству достаточно внести 10 000 рублей. И, что еще приятней, их можно внести вещами – к примеру, ноутбуком, или столом с тумбочкой.

При этом, имущество остается у вас – т.е. передавать его никуда не нужно, и вы спокойно продолжаете им распоряжаться. При внесении уставного капитала имуществом на сумму менее 20 000 рублей вы можете оценить его стоимость самостоятельно; если вы хотите внести уставной капитал имуществом на более крупные суммы, потребуется привлекать оценщика.

Если вы вносите уставной капитал деньгами, на момент регистрации на вашем счету должно быть внесено как минимум 50% от минимальной суммы – остальную часть суммы можно внести в течение года. Но оно вам надо, так затягивать этот процесс?

Шаг 4: определяем адрес регистрации

Это одна из проблем, с которой сталкиваются начинающие предприниматели. В идеале предполагается, что фирма должна быть зарегистрирована в том месте, в котором она фактически ведет свою деятельность, и, в идеале, это помещение должно находиться у фирмы в собственности или в аренде.

В целом не ясно, чем налоговой не угодила компания, юридический и фактический адрес которой не совпадают, если она своевременно реагирует на все посылаемые извещения, но факт остается фактом – к таким компаниям налоговики относятся очень насторожено.

Более того, в одном из последних писем Минфина от 25.06.14 № СА-4-14/12088 ситуацию несовпадения юридического адреса с фактическим предложено считать поводом для принудительной ликвидации организации, однако, подобной судебной практики пока нет.

Поэтому, если вы пользуетесь услугами предоставления юридического адреса, не стоит экономить на корреспондентском обслуживании – именно по недоставленной и вернувшейся корреспонденции налоговики «вычисляют» расхождения в фактическом и юридическом адресах.

Да, а как зарегистрировать ООО, если юридического адреса ц вас нет? Есть несколько вариантов.

Первый – просто купить юридический адрес. По сути, для регистрации вам требуется только договор аренды, который вам без проблем «состряпают» во многих специализирующихся на этих вопросах агентствах.

На что нужно обратить внимание? Первое – возможность устного подтверждения от собственника помещения, что вы действительно там арендуете офис – не исключено, что налоговики не поленятся и позвонят ему. Второе – наличие корреспондентского обслуживания. Это значит, что вам бы очень не помешало получать все «письма счастья», которые будет слать налоговая и другие душевные организации.

Второй способ – зарегистрировать ООО на домашний адрес учредителя. Важный момент: адрес проживания должен совпадать с адресом прописки. В этом случае вся корреспонденция будет приходить к вам домой.

Шаг 5: подаем документы

Здесь мы не будем подробно останавливаться на таких пунктах, как выбор кодов ОКВЭД или системы налогообложения – здесь все так же, как у ИП (разве что ООО не может выбрать патентную систему налогообложения). Заполнить документы также можно с помощью программного обеспечения.

Для регистрации ООО от вас потребуется:

  • Заявление на регистрацию ООО (форма Р11001);
  • Решение единственного учредителя (если 1 учредитель);
  • Протокол собрания учредителей (если 2 и более учредителя);
  • Договор об учреждении ООО (если 2 и более учредителя);
  • Устав ООО;
  • Квитанция госпошлины за регистрацию ООО;
  • Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса (или согласие собственника, свидетельство о праве собственности и согласие жильцов — при регистрации на домашний адрес);
  • Заявление о переходе на УСН (при необходимости).

Кроме того, будьте готовы предоставить следующие сведения:

  • Сведения о банке, в котором планируется открыть расчетный счет (телефон, адрес, наименование);
  • Адрес, наименование и местонахождения организации;
  • Сведения об учредителях: копии паспортов, почтовый индекс прописки, телефон, размер вклада в уставный капитал;
  • Сведения о генеральном директоре ООО: копия паспорта, адрес прописки, телефон;
  • Сведения о главном бухгалтере: копия паспорта, адрес прописки, телефон.

 

Скачать стандартные образцы документов для регистрации вы можете ЗДЕСЬ.

Обратите внимание! Если ООО регистрируют несколько собственников, и в уставе прописано, что каждый из них может в любой момент увеличить свою долю в уставном капитале, не исключена ситуация, что в один удивительный момент обнаружиться, что один из собственников многократно увеличил свою долю в единогласном порядке, в результате чего остальные собственники утратили право голоса.